298213, Республика Крым, Ленинский р-н, г. Щёлкино д. 46, тел./факс.+7(36557)-52-7-03, e-mail: городской совет: schelkinogorsovet@yandex.ru / администрация города: shelkinskoe@lenino.rk.gov.ru
23 сентября 2019 года, понедельник, 20:28
Законодательство в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд. Прокуратура разъясняет.

Несмотря на истечение практически 3 лет со дня воссоединения республики и Российской Федерации до сих пор низким остается уровень правовой просвещенности граждан и муниципальных служащих в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Так, фактически каждой проведенной прокуратурой района проверкой установлены нарушения законодательства в исследуемой сфере.

Необходимо отметить, что отношения в сфере закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения муниципальных нужд регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, а также иными нормативными правовыми актами, в том числе принятыми органами государственной власти Республики Крым.

Переходя к основным проблемам в исследуемой сфере, и, как следствие, допускаемым нарушениям законодательства, стоит прежде всего отметить, что во всяком случае заключения муниципального контракта, должна предшествовать стадия сбора информации о в том числе  сведений о формировании либо определении цены разумной цены контракта.

Действительно, частью 3 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, при которых не требуется документальное оформление отчета, содержащего обоснование невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также обоснование  цены и иных существенных условий контракта.

Однако, ст. 36 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, который  означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Учитывая изложенное, каждая цена заключаемого контракта должна обосновываться, пусть даже указанное обоснование не будет в форме отчета либо иного составленного муниципальными служащими документа, а будет, например, в виде актуальных прайсов, направленных в адрес заказчика.

Кроме того остается актуальным вопрос применения ч.  2 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с нормами указанной статьи стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.

Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 3 Закона № 44-ФЗ закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона № 44-ФЗ определение поставщика начинается с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных Законом № 44-ФЗ случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается заключением контракта.

Таким образом, применение положений пункта 2 статьи 425 ГК РФ не представляется возможным к отношениям, регулируемым Законом № 44-ФЗ, в связи с тем, что обязательственные правоотношения между заказчиком и поставщиком начинаются исключительно с момента заключения контракта.

Кроме того, согласно положениям статьи 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в том числе в следующих случаях:

· осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях", а также услуг центрального депозитария (пункт 1);

· оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (пункт 8).

В соответствии с частью 1 статьи 94 Закона № 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Таким образом, возможность заключения контракта позднее даты его фактического исполнения положениями Закона № 44-ФЗ не предусмотрена.

Несмотря на однозначный законодательный запрет к применению ч. 2 ст. 425 ГК РФ в исследуемой сфере, а также игнорируя сложившуюся в Российской Федерации правоприменительную практику, практика заключения подобных контрактов, особенно с ресурсоснабжающими организациями, остается повсеместной.

Кроме того остается повсеместной и практика заключения муниципальных контрактов, содержащих условие об их пролонгации. Вместе с тем, указанное противоречит как бюджетному законодательству, так и Федеральному закону.

Также остается не на надлежащем уровне работа по установлению договорной ответственности исполнителя в случае нарушений принятых обязательств. В указанном вопросе следует особо отметить, что размер штрафных санкций, устанавливаемых в контракте, определяется с соблюдением правил, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063.

Кроме того, при осуществлении муниципальных закупок следует учитывать особенности, характерные только для Республики Крым.

Так, региональный порядок осуществления государственных закупок на территории Республики Крым в 2016 году утвержден Постановлением Совета министров Республики Крым от 20.05.2016 N 219, а особенности выбора единственного поставщика - Распоряжением Главы Республики Крым от 29.06.2016 N 331-рг.

Вместе с тем, действие указанных нормативных правовых актов ограничено текущим годом.

 

 

Помощник прокурора

Ленинского района

 

юрист 3 класса                                                                                   А.О. Коваленко

архивАнонсы
Интерактивная карта достижений Крыма

Социальная защита пострадавших от радиационных аварий

Опрос об эффективности деятельности органов власти

Телефон аварийной службы

МУП ГПЩ "УЖКХ Щёлкино"

+7(978)589-97-79

Щёлкинское территориально обособленное структурное подразделение

Формирование комфортной городской среды

 

 

Официальные сайты
Статистика
сейчас на сайте:1
просмотров:1
визитов сегодня:136
визитов всего:298485