298213, Республика Крым, Ленинский р-н, г. Щёлкино д. 46, тел./факс.+7(36557)-52-7-03, e-mail: городской совет: schelkinogorsovet@yandex.ru / администрация города: eolgai@yandex.ru
18 ноября 2017 года, суббота, 01:40
РЕГИОН «КАЗАНТИП»

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

 

 

 

РЕГИОН «Казантип»

 

ОТЧЕТ ОБ ИЗУЧЕНИИ МНЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

 

Материалы к Стратегическому плану экономического развития

 

 

 

 

 

 

Октябрь 2009 г.


Содержание

 

1. ВВЕДЕНИЕ.. 4

2. МЕТОДОЛОГИЯ.. 4

3. ОБОБЩЕННЫЕ ВЫВОДЫ... 5

4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА.. 6

4.1. Статус предприятий.. 6

4.2. Общая информация о предприятиях.. 6

4.3. Потребители и рынок сбыта продукции.. 7

4.4. Трудовые ресурсы и эффективность их использования.. 8

4.5. Информация о наличии площадей и ресурсов для предпринимательской деятельности.. 10

4.6. Услуги органов власти и отношения с ними.. 11

4.7. Критически важные вопросы для развития региона.. 13

4.8. Обобщающая оценка бизнес-климата региона.. 14

5. РЕЗЮМЕ.. 15

 


 

 

Перечень рисунков

 

Рисунок 1. Структура собственности предприятий региона. 6

Рисунок 2. Препятствия, которые мешают дальнейшему развитию.. 7

Рисунок 3. Экспортная ориентированность местной экономики. 7

Рисунок 4. Рынки сбыта местной экономики - сравнение. 8

Рисунок 5. Факторы размещения предприятий в регионе. 8

Рисунок 6. Тенденции относительно занятости. 8

Рисунок 7. Степень удовлетворенности качеством рабочей силы.. 9

Рисунок 8. Степень удовлетворенности качеством рабочей силы - сравнение. 9

Рисунок 9. Информация о наличии недвижимости. 11

Рисунок 10. Информация об инвестициях. 11

Рисунок 11. Услуги органов местного самоуправления. 12

Рисунок 12. Услуги, которые предоставляются отделом экономического развития. 12

Рисунок 13. Контакты с органами власти. 13

Рисунок 14. Критически важные вопросы.. 14

Рисунок 15. Общая оценка бизнес-климата в регионе. 14

 

 


 

1. ВВЕДЕНИЕ

Экспертный комитет экономического развития в августе 2009 г. провел выборочный опрос работодателей, которые ведут свой бизнес на территории региона Казантип (территория Щёлкинского городского совета и Мысовского сельского совета). Исследование является одним из этапов процесса стратегического планирования экономического развития региона. Цель этого опроса заключалась в том, чтобы собрать для членов Экспертного комитета полезную и достоверную информацию о мнении тех, кто осуществляет инвестиции и создает рабочие места в регионе. Вопросы анкеты касались истории, статуса и нынешнего состояния предприятий, характера их деятельности, проблем кадрового обеспечения и занятости, наличия производственных мощностей, услуг органов власти и отношений с ними, а также общего впечатления о регионе как месте для ведения бизнеса.

2. МЕТОДОЛОГИЯ

По состоянию на 30 сентября 2009 г. было заполнено 23 анкеты. В перечень компаний,которые приняли участие в опросе, были включены наиболее крупные работодатели региона, выборка малых и средних предприятий, а так же частных предпринимателей – физических лиц. Всего в опрошенных компаниях занято 425 работников. Четыре компании региона можно отнести к средним по размерам предприятиям, на них работает более 50 человек (на одном из них работает более 100 сотрудников). Тринадцать компаний можно отнести к числу малых предприятий и шесть – частные предприниматели – физические лица.

Опрос был проведен представителями проекта «Локальные инвестиции и национальная конкурентоспособность» (ЛИНК).

Чтобы получить как можно более полные и откровенные ответы на вопросы анкеты, респондентов заверили в том, что в этом отчете не будут помещены ссылки на конкретные предприятия, и будет сохранена конфиденциальность анкет. В отчете об изучении мнения предпринимателей представлены агрегированные ответы всех респондентов.

В ответах предприятий, которые представляют разные области экономики: санаторно-курортная сфера и туризм, промышленность, сфера услуг и торговля – были выявлены отличия, которые демонстрируют проанализированные данные.

Разумеется, опрос 23 предприятий не может полностью отобразить мнение всех предпринимателей региона. Тем не менее, респонденты представляют значительную часть местной экономики – и традиционных работодателей, и растущий в настоящее время сектор малых предприятий.

 


3. ОБОБЩЕННЫЕ ВЫВОДЫ

1.        Местная экономика проявляет признаки стабилизации после недавних процессов приватизации, которые сопровождались становлением и развитием динамичного сектора малых и средних предприятий. Местные предприниматели недовольны общей экономической ситуацией в стране, нестабильным национальным законодательством. Их деятельность ограничивают высокая внутренняя конкуренция и цены на энергию.

2.        Общее количество штатных работников, занятых на 23 предприятиях составляет 425 человек; наблюдается следующая динамика занятости: пять лет назад этот показатель составлял 375 работника, а в прошлом году – 438. Новые рабочие места создавались, прежде всего, в туристической и санаторно-курортной сфере, на вновь созданных малых и средних предприятиях.

3.        Местная экономика ориентирована в большей степени на внутреннего потребителя.Четыре компании указали, что экспортируют больше половины своих товаров и услуг за границу Украины (в основном - в страны СНГ). Поэтому приблизительно 38% общего сбыта составляет экспорт. Компании в таких отраслях как торговля и услуги работают исключительно на внутренний рынок Украины.

4.        Не является проблемой недостаток квалифицированной рабочей силы, если сравнивать с другими городами. Только пять компаний (22%) ощущают недостаток квалифицированной рабочей силы сейчас или ожидают проблемы такого рода в будущем. Уровень оценки работодателями качества рабочей силы можно оценить как достаточно высокий. В целом, 35% работников оцениваются на отлично, 39% на хорошо, 21% - удовлетворительно и 5% - плохо.В 2009 году размер среднемесячной заработной платы, которую фактически выплачивают на предприятиях, принявших участие в опросе, составил 1447 грн., тогда как в 2008 г. она составляла 1210 грн.

5.        Пятнадцать предприятий готовы модернизировать или улучшить имеющиеся производственные помещения и/или технологии в течение следующих нескольких лет. Планируется инвестировать более 6,3 млн. грн. и создать только 40 новых рабочих мест. Две компании планируют и 4 рассматривают возможность переноса бизнеса из региона в поисках лучших условий для своего бизнеса и расширения клиентской базы.

6.        В общем, качество услуг местных органов власти было оценено как удовлетворительное (в среднем на 2,69 по 4-балльной шкале, где высший балл – 1). Середи проблем, требующих решения, предпринимателями были названы уровень разрешительной системы для бизнеса (2,87), получение разрешений на строительство (2,83), общественный транспорт (2,81), развитие инфраструктуры (2,77).

7.        Шесть из 23 компаний оценили качество работы местных органов власти на «отлично», одиннадцать – на «хорошо», пять - на «удовлетворительно», одна – «плохо».

8.        Респонденты также высказали свое мнение о регионе как месте для ведения бизнеса, ответы на этот вопрос были не столь положительны. Три предпринимателя оценили бизнес-климат в регионе на «отлично», четырнадцать считают регион «хорошим» местом для бизнеса и шесть – «удовлетворительным».

9.        Предприниматели разделяют мнение о том, что местная экономика может измениться к лучшему благодаря более эффективному сотрудничеству местной власти и бизнеса (развитие малого и среднего предпринимательства), развитию туризма и привлечению внешних ресурсов.


 

4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА

4.1. Статус предприятий

Двадцать одно из 23 опрошенных предприятий были основаны после 1990 г. Значительная часть новообразованных предприятий – это преимущественно малые и средние предприятия торговли и сферы услуг. Часть предприятий, которые представляют, главным образом, санаторно-курортную сферу, до сих пор остаются в государственной собственности, в том числе имущество профсоюзов (рисунок 1).

Рисунок 1. Структура собственности предприятий региона

Из опрошенных предприятий 53 % принадлежат юридическим и физическим лицам - резидентам Украины. Значительная часть собственности предприятий принадлежит городу (30 %).

4.2. Общая информация о предприятиях

Важное место в местной экономике занимает санаторно-курортная и лечебно-оздоровительная сфера – в этих отраслях занята большая часть местной рабочей силы.

Исследование показало, что в последние годы наметилась тенденция к стабильной работе санаторных и лечебно-оздоровительных учреждений, значительная часть клиентов которых приезжают из-за рубежа (в основном из России и Республики Беларусь). Продукция и услуги предприятий торговли и сферы услуг, естественно, потребляются на местном рынке в пределах Автономной республики Крым. Большинство этих предприятий демонстрируют рост объемов продаж. Новым явлением местной экономики является еще не достаточно развитая группа малых и средних предприятий. Созданные местными предпринимателями после 1990 года, они преимущественно удовлетворяют разнообразные потребности предприятий, домохозяйств и населения АРК и других областей Украины.

Предпринимателей попросили назвать факторы, которые оказывают отрицательное влияние на их развитие сейчас и могут оказать в будущем (рисунок 2). В порядке приоритетности названы такие факторы: (1) общая экономическая ситуация является важнейшим фактором; его назвали 91% предприятий; (2) внутренняя конкуренция, (3) затраты на энергию, (4) нестабильное и противоречивое законодательство, (5) недоступность финансирования.

Нехватка квалифицированной рабочей силы и ограничения, связанные с удаленностью рынков – эти факторы являются большой проблемой для значительной части предприятий. Отношение местной власти не является больших препятствием, на этот фактор, как на препятствие, указали только 9% опрошенных предприятий.

Перспективы более тесного сотрудничества с Европейским Союзом / вступления в ЕС предпринимателями региона воспринимаются скорее оптимистично.

Основными преимуществами начатого процесса интеграции с ЕС респонденты считают более стабильный бизнес-климат и доступ к большому рынку (по 52%,), лучшую правовую защиту предпринимателей (43%), а так же возможность участия в программах ЕС.

 

1.                   

Общая экономическая ситуация

2.                   

Внутренняя конкуренция

3.                   

Затраты на энергию

4.                   

Национальное законодательство

5.                   

Недоступность финансирования

6.                   

Процентные ставки

7.                   

Затраты на материалы

8.                   

Утрата рынков бывшего СССР

9.                   

Стоимость рабочей силы

10.                

Нехватка квалифицированной рабочей силы

11.                

Отношение местной власти

12.                

Устаревшие средства производства

13.                

Отдаленность рынков

 

 

Рисунок 2. Препятствия, которые мешают дальнейшему развитию

С другой стороны, 74% предприятий считают, что это приведет к дополнительным затратам для приспособления к новым условиям, 57% - опасаются сильной конкуренции со стороны иностранных компаний, 39% предприятий ожидают, что это приведет к подорожанию комплектующих, услуг и товаров. Среди факторов, которые могут отрицательно влиять на развитие местного бизнеса, были названы также строгие правила относительно поддержки бизнеса со стороны государства.

4.3. Потребители и рынок сбыта продукции

Все предприятия предоставили информацию о географическом расположении своих клиентов (рисунок 3). Две компании указали, что экспортируют больше половины своих товаров и услуг за пределы Украины (в основном, в страны СНГ), а четыре других экспортируют от 10% до 25% продукции.

Рисунок 3. Экспортная ориентированность местной экономики

В общем 38 % общего сбыта идет за границы Украины. Показатель экспортной ориентированности промышленности региона ниже, чем в среднем по Украине. Компании в таких отраслях как торговля и услуги, переработка продуктов питания работают исключительно на отечественный рынок.

Наличие потребителей является одной из главных причин для 22 компаний того, что они занимаются предпринимательской деятельностью именно в данном регионе. Другой важной причиной размещения своего бизнеса в городе 14 из опрошенных компаний считают наличие здесь квалифицированной рабочей силы. Более половины предприятий (18 из 23 опрошенных) указали на существование важных для себя поставщиков комплектующих, компонентов и сырья, которые расположены в данном регионе (рисунок 5).

Рисунок 4. Рынки сбыта местной экономики - сравнение

Менее 50% предприятий ожидают устойчивого роста объемов сбыта в 2009 г. по сравнению с 2008 г., в среднем на 10-15%. Десять компаний ожидают уменьшения сбыта по сравнению с прошлым годом, причем одна из них – на 40%.

 

Рисунок 5. Факторы размещения предприятий в регионе

Средний объем сбыта в расчете на одного работника довольно высокий по сравнению с другими городами Украины и составляет 288 тыс. грн.

4.4. Трудовые ресурсы и эффективность их использования

Общее количество штатных работников, занятых на 23 предприятиях составляет 425 человек; наблюдается следующая динамика занятости: пять лет назад этот показатель составлял 375 работника, а в прошлом году – 438 человек.

Рисунок 6. Тенденции относительно занятости

Новые рабочие места создавались, прежде всего, в туристической и санаторно-курортной сфере, на вновь созданных малых и средних предприятиях.

Тенденция последних пяти лет сохраняется. На вопрос о новых инвестициях компании отвечают, что планируют создать в ближайшее время более 40 новых рабочих мест, причем большинство из них - в санаторно-курортной сфере. В городе (видимость отсутствия) нет проблемам с занятостью женщин, они составляют более 55% работников опрошенных предприятий. Этот показатель указывает на трудности с трудоустройством мужчин (из-за отсутствия «мужского» производства).

Рисунок 7. Степень удовлетворенности качеством рабочей силы

Доля работников с высшим образованием в экономике региона составляет 52,5%. За последние пять лет она почти не изменилась, держится стабильно на приблизительно таком же уровне. Это очень высокий показатель в сравнении со средним по Украине.

 

Рисунок 8. Степень удовлетворенности качеством рабочей силы - сравнение

В 2009 г. среднее количество работников в расчете на одно предприятие из числа включенных в исследование составило 18 человек, тогда как в 2004 г. этот показатель составлял 16 человек. В соответствии с имеющимися тенденциями, в следующем году он возрастет до 19 человек. Средний размер предприятия в санаторно-курортной сфере составляет около 50 человек, в торговле и обслуживании – 7 человек.

Уровень удовлетворенности работодателями качеством рабочей силы можно оценить как выше среднего. В целом, 35% работников оцениваются на «отлично», 39% на «хорошо», 21% - «удовлетворительно» и 5% - «плохо» (рисунок 7 и 8). Предприятия в санаторно-курортной сфере и торговле несколько позитивнее оценили своих работников. В среднем, доля отличных и хороших работников около 70%, в то время как на других предприятиях таких работников менее 50%.

Это соотношение показателей, несмотря на доминирование оценок «отлично» и «хорошо», выглядит не очень оптимистично, поскольку 26% персонала недостаточно качественно работает. Наличие квалифицированной рабочей силы принадлежит к числу основных причин, по которым предприниматели размещают свой бизнес в регионе, но большинство предприятий ощущают серьезный недостаток в квалифицированных кадров.

В 2009 году размер среднемесячной заработной платы, которую фактически выплачивают на предприятиях, принявших участие в опросе, составил 1447 грн., тогда как в 2008 г. она составляла 1210 грн. Зарплата в местной экономике варьирует от 750 до 2500 грн. в месяц. Пять компаний выплачивают среднюю заработную плату более 1500 грн.

Несмотря на высокий уровень удовлетворенности качеством рабочей силы, пять компаний (22 %) ощущают недостаток квалифицированной рабочей силы сейчас или ожидают проблемы такого рода в будущем. Чаще всего предприниматели упоминали недостаток квалифицированных работников таких профессий как продавцы, слесари, трактористы, машинисты, специалисты по ремонту оргтехники, технологи, экскурсоводы.

Представители только одного предприятия сообщили о наличии у них научно-исследовательского отдела, который занят главным образом разработкой новой продукции, новых технологий и проведением специфических исследований с общей численностью 12 человек или 4 % от общего количества рабочих мест. Такой уровень развития инновационных структур в экономике города является довольно низким по сравнению с другими городами Украины.

4.5. Информация о наличии площадей и ресурсов для предпринимательской деятельности

В регионе ситуация по данному вопросу имеет как позитивные так и негативные черты (рисунок 9). Большинство предприятий владеют своими помещениями и имеют право на пользование земельными участками. Однако уже сейчас 39 % предприятий ощущают недостаток земельных участков и/или помещений для расширения производства. Однако, только 42 % компаний готовы предоставить излишки площадей в аренду или продать.

Две компании в настоящее время собираются переносить свой бизнес из региона и четыре - планируют перенести свою деятельность в другой город в будущем. (рисунок 9).

 

Имущество в собственности

 

 

Сдача в аренду или продажа

 

 

Рисунок 9. Информация о наличии недвижимости

Среди причин перемещения бизнеса в другое место назывались: изменение рыночной конъюнктуры, лучший бизнес-климат, лучшее отношение местной власти в другом регионе.

Рисунок 10. Информация об инвестициях

Нынешнее качество оборудования и технологий не очень высоко, поэтому предприятия планируют инвестиции в развитие производственных мощностей – 15 компаний планируют расширять свой бизнес в регионе, а 11 предприятий планируют расширять свое производство в других территориально-административных единицах. Планируется инвестировать более 6,3 млн. грн. и создать более 40 новых рабочих мест.

4.6. Услуги органов власти и отношения с ними

Предприятиям было предложено оценить по 4-балльной шкале (1 – «отлично»; 4 – «плохо») десять услуг, которые предоставляются им органами местного самоуправления региона (Щелкинским городским советом, Мысовским сельским советом, Ленинским районным советом и Ленинской РГА). В среднем эти услуги получили оценку - 2,69 (рисунок 11). По большинству из оцениваемых услуг предприниматели региона поставили значительно лучшие оценки чем в среднем по Украине. Наибольший уровень удовлетворения был высказан относительно такой услуги, как жилищное строительство (2,4), на втором месте – поддержка деятельности малых и средних предприятий и предоставление земли и помещений для ведения бизнеса (2,52).

Предприниматели не удовлетворены уровнем разрешительной системы для бизнеса (2,87), получением разрешений на строительство (2,83), общественным транспортом (2,81), организацией сбора и вывоза мусора (2,74), и развитием инфраструктуры (газ, вода, канализация, электроэнергия) (2,77). Результаты оценки были довольно равномерными и сбалансированными, и отличия в оценке предпринимателями этих услуг были незначительными.

В тот же время, ответы на вопрос «В каких из этих услуг Вам более всего хотелось бы увидеть улучшение?» указывают на то, что предприниматели рекомендуют осуществить инициативы, главным образом, в таких сферах, как содержания дорог и развитие инфраструктуры. Кроме этого, многие предпринимателей отмечают необходимость кардинального улучшения регуляторной политики и разрешительной системы.

Одновременно с этим, предпринимателям было предложено назвать, какие услуги должны предоставлять местные органы власти (Отделы экономического развития) субъектам предпринимательской деятельности, которые работают в регионе.

Рисунок 11. Услуги органов местного самоуправления

Рисунок 14 показывает, что предприниматели активно поддерживают почти все виды услуг, которые были предложены им на выбор. Предприниматели поддерживают идею создания Центра поддержки бизнеса, организацию подготовки и переподготовки рабочей силы, повышение квалификации и подготовки профессионалов в сфере экономического развития, активное привлечение инвестиций. Важным для предпринимателей является и непосредственная поддержка управления.

В отличие от других восточноевропейских стран, местные предприниматели не поддерживают идею обустройства и предоставление бесплатных участков - они не видят гарантий того, что те, кто получил бы эти участки, в самом деле, начали бы создавать новые рабочие места, сомневаются в прозрачности и открытости процедур их предоставления. Низкий уровень поддержки получила и идея создания бизнес-инкубатора для начинающих предпринимателей.

Рисунок 12. Услуги, которые предоставляются отделом экономического развития

Предприниматели оценивали контакты с должностными лицами и организациями органов власти. Как видно из данных, приведенных на рисунке 13 – результаты положительные. Органы регистрации бизнеса и даже налоговые органы, пожарная охрана и санитарно-эпидемиологическая станция получили наиболее положительные оценки.

Рисунок 13. Контакты с органами власти

Опрос свидетельствует об ограниченности контактов предпринимателей с подразделениями по вопросам инвестиций, поддержки и развития бизнеса, районной властью и объединениями предпринимателей.

Комментарии, которые сделали предприниматели по проблемам при контактах с органами власти, можно обобщить в следующих высказываниях: «чиновники видят в предпринимателе дойную корову, а самого предпринимателя не уважают», «инертность работников, бюрократизм, непрофессионализм, большая трата времени”.

4.7. Критически важные вопросы для развития региона

Когда предпринимателям было предложено выбрать не больше трех самых критических, первоочередных вопросов, на которые следует сосредоточить внимание в стратегическом плане региона, они дали такие ответы (рисунок 14):

·                  Развитие малого и среднего бизнеса - этот вопрос получил наибольшую поддержку со стороны представителей предпринимателей - 65% голосов;

·                  Развитие туризма – этот вопрос занял второе место - 61 % голосов;

·                  Развитие инфраструктуры для бизнеса – этот вопрос занял третье место - 52 % голосов;

·                  Заняться привлечением прямых иностранных инвестиций – за это проголосовали 35% опрошенных;

·                  Вопрос строительства жилья считают приоритетными 26% опрошенных предпринимателей;

·                  Необходимость поддержки научных исследований и разработок выразили 22% предпринимателей;

·                  Подготовка и переподготовка рабочей силы - 17% голосов;

·                  Вопросы охраны окружающей среды определили как приоритетные 9% респондентов.

Рисунок 14. Критически важные вопросы

В тоже время, некоторые вопросы не были названы ни разу, среди них:: транспорт, развитие сельского хозяйства.

4.8. Обобщающая оценка бизнес-климата региона

Предпринимателям было предложено поделиться своими общими впечатлениями от работы органов власти в регионе (рисунок 15).

Шесть из 23 компаний оценили качество работы местных органов власти на «отлично», одиннадцать – на «хорошо», пять - на «удовлетворительно», одна – «плохо».

Респонденты также высказали свое мнение о регионе как месте для ведения бизнеса, ответы на этот вопрос были не столь положительны. Три предпринимателя оценили бизнес-климат в регионе на «отлично», четырнадцать считают регион «хорошим» местом для бизнеса и шесть – «удовлетворительным».

Рисунок 15. Общая оценка бизнес-климата в регионе

Среди примеров положительных аспектов бизнеса-климата в Ленинском районе, городе Щёлкино и Мысовском сельском совете, приведенных предпринимателями, упоминались:

·                  Целебные свойства грязей, наличие гидроминеральной ресурсной базы для круглогодичной работы санаторно-курортных учреждений, наличие инфраструктуры (общепит, транспорт)

·                  Город Щёлкино стал развиваться, власти что-то стали делать;

·                  Ведется работа по утверждению генплана города, есть перспективы развития;

·                  Большой потенциал туристического развития и увеличился поток курортников;

·                  Большой интеллектуальный потенциал рабочей силы;

·                  Создается Индустриальный парк.

 

Среди проблем, связанных с регионом как местом ведения бизнеса, предприниматели назвали такие:

·                  Сказывается общая экономическая ситуация в стране;

·                  Слабая платежеспособность населения, влияние сезонности;

·                  Нет крупных промышленных предприятий в регионе;

·                  Многие вопросы, особенно земельные, не могут решаться местными властями, т.к. относятся к компетентности вышестоящих органов;

·                  Слабая освещенность, разбитые и грязные улицы особенно в летний период;

·                  Конфликт с районной властью;

·                  Бюрократия, коррупция, непрофессионализм некоторых чиновников.

5. РЕЗЮМЕ

Это исследование бизнеса-климата отображает аккумулированные мнения предпринимательской общественности региона. Ее коллективное отношение к местным органам власти будет иметь значительное влияние на то, будет ли происходить рост экономики региона, или экономика будет находиться в состоянии стагнации или упадка. Этот отчет поможет Экспертному комитету в его работе и будет полезным для местных органов власти в их усилиях, направленных на поддержку и улучшение бизнеса-климата региона.

Работники проекта «Локальные инвестиции и национальная конкурентоспособность» хотели бы высказать признательность всем работодателям, которые поделились своим мнением и предоставили полезную информацию, а также всем членам Экспертного комитета, которые уделили свое время проведению опроса.

архивАнонсы
Формирование комфортной городской среды

 

 

Опрос об эффективности деятельности органов власти

Телефон аварийной службы

МУП ГПЩ "УЖКХ Щёлкино"

+7(978)110-57-37

РЕгенерация г.Щёлкино

Щёлкинское территориально обособленное структурное подразделение

Официальные сайты
Статистика
сейчас на сайте:1
просмотров:1
визитов сегодня:18
визитов всего:230199